| Темперамент вашего ребенка Во многих популярных книжках содержится описание четырех классических типов психологического темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. Глядя, как дитя играет, учится, ведет себя с окружающими, родители порой пытаются определить его тип. И, как правило, терпят поражение. | | Всяк молодец на свой образец Мы так подробно проследили возрастные особенности детской психики потому, что знание их необходимо для педагогической гибкости. В воспитании нельзя раз и навсегда вооружиться незыблемыми принципами и держаться только за них. Нет принципов и методов, верных на все случаи жизни, тем более в педагогике, имеющей дело с непрерывно меняющимся объектом. Что полезно и эффективно в один период детства, то зачастую плохо и бесполезно в другой. | | Рубежи взросления Очень полезно внушать ребенку мысль о каких-то рубежах, которые он должен взять, чтобы стать в глазах окружающих большим. Но не стоит строить все на материальной независимости. Это и грубо и непедагогично: пока кормим, обязан подчиняться, а там - как знаешь. Да и цель для подростка слишком отдаленная, не вдохновит. | | Создание верных представлений о взрослости Психологи специально исследовали, как сказывается на поведении подростка манера обращения с ним в семье. Изучались семьи трех типов. В одних родители не считали подростков равными себе, воспринимали их как непокорных детей. В других отношение к ребятам было смешанное: то как к взрослому, то как к маленькому. В третьих подросток пользовался относительным равноправием, старшие вводили его в курс своих дел. | | Он новый, а формы его быта старые Два предыдущих кризиса находили более свободное разрешение вовне, так как обстоятельства позволяли ребенку раздвигать границы дозволенного, расширять арену приложения накопленных личностью сил. В данный же период сколько-нибудь значительное увеличение сферы деятельности невозможно. | | Проблема пятого класса Есть такой термин: `проблема пятого класса`. Сошлемся на специальное исследование А. Краковского о подростках: `На уровне V класса резко возрастает количество уродливых явлений в поведении. О том, что дело обстоит именно таким образом, можно судить на основе данных, полученных в наших 18 классах... | | Подростковый период Подростковый период - самый затяжной и критический из всех периодов становления личности. Период, когда человек, находящийся на переломе между детством и взрослостью, крайне нуждается в умной и дружеской поддержке старших и в то же время - увы! - меньше, чем когда-либо прежде, расположен такую поддержку принять, послушаться совета, положиться на чужой опыт. | | Период относительного затишья Между семью и двенадцатью - четырнадцатью годами - до начала подростковой `ошалелости` - лежит период относительного затишья. Но подспудно своим чередом копятся предпосылки для следующего скачка. Здесь надо остановиться вот на чем. | | Процесс духовного формирования уходит вглубь К седьмому году процесс духовного формирования, развития определенных черт личности, до того протекавший зримо, уходит вглубь. Внешне ребенок продолжает равномерно двигаться вперед, интенсивно утоляет свою любознательность, обогащает и совершенствует практические навыки. Но в нем уже созрел очередной перелом. Однако он совпадает с большими переменами в жизни ребенка и ими отчасти заслоняется и оттесняется внутрь. | | Тысяча ролей После вспышки негативизма и строптивости наступает в основном спокойный период. Растет привязанность и интерес к близким, желание подражать. В возрасте от трех до шести лет ребенок черпает из общения со старшими огромный строительный материал для своей личности. |
|