БМВ, «Байериш Моторен
Верке», (BMW, Bayerisch Motoren Werke AG), немецкая автомобильная
компания, специализирующаяся на производстве легковых и спортивных
автомобилей, автомобилей повышенной проходимости и мотоциклов.
Штаб-квартира находится в Мюнхене.
В 1913 на северной окраине Мюнхена Карл Рапп и Густав Отто, сын
изобретателя двигателя внутреннего сгорания Николауса Августа Отто,
создают две маленькие авиамоторные фирмы. Начавшаяся Первая мировая
война сразу принесла многочисленные заказы на двигатели для самолетов.
Рапп и Отто решают объединиться в один авиамоторный завод. Так в Мюнхене
возникает завод авиационных двигателей, который в июле 1917
регистрируется под именем Bayerische Motoren Werke ( «Баварские моторные
заводы») — BMW. Эту дату и принято считать годом основания BMW, а Карла
Раппа и Густава Отто ее создателями.
После окончания Первой мировой войны фирма оказалась на пороге краха, т.
к. по Версальскому договору немцам запретили производить двигатели для
самолетов, а именно двигатели в то время были единственной продукцией
BMW. Но предприимчивые Карл Рапп и Густав Отто находят выход из
положения — завод перепрофилируется на выпуск сначала мотоциклетных
двигателей, а затем и самих мотоциклов.
В 1923 с завода BMW
выходит первый мотоцикл R32. На мотосалоне 1923 года в Париже этот
первый мотоцикл BMW сразу же завоевал репутацию скоростной и надежной
машины, что подтвердилось абсолютными рекордами скорости на
международных мотогонках 20-х—30-х годов.
Одновременно разрабатывают двигатель «Motor-4», окончательная сборка
которого производится в других странах Европы. В 1919 Франц Димер на
самолете с этим двигателем, поднявшись на высоту 9760 метров,
устанавливает первый мировой рекорд BMW. Производство получает
дополнительный импульс после заключения секретного соглашения с
Советской Россией о поставке ей новейших авиадвигателей. Большинство
советских рекордных перелетов 30-х годов были выполнены на самолетах,
оборудованных двигателями BMW.
В 1928 фирма приобретает автозаводы в Айзенахе (Тюрингия), а вместе с
ними и лицензию на производство малолитражного автомобиля Dixi (это был
лицензионный английский Austin 7). Его производство начинается с 1929.
Dixi — первый автомобиль BMW. В период экономических трудностей
малолитражка становится наиболее популярным автомобилем Европы. К началу
Второй мировой войны BMW — одна из наиболее динамично развивающихся
фирм мира, выпускающая технику со спортивной ориентацией. В ее активе
несколько мировых рекордов: Вольфгaнг фон Гронау на открытом
гидросамолете Dornier Wal, оснащенном двигателем BMW, пересекает
Северную Атлантику с востока на запад, Эрнст Хенне на мотоцикле R12,
оборудованном карданным приводом, гидравлическими амортизаторами и
телескопической вилкой (изобретение BMW), устанавливает мировой рекорд
скорости для мотоциклов — 279,5 км/ч, не превзойденный никем в течение
последующих 14 лет.
В 1933 начат выпуск
модели «303» — первого автомобиля BMW с 6-цилиндровым двигателем. Именно
эта модель первой приобретает характерную решетку радиатора. в народе
названную "ноздрями" BMW. Эти ноздри стали типичным элементом дизайна
всех автомобилей BMW.
В 1936 на BMW выпускается знаменитая «328» — один из наиболее успешных
спортивных автомобилей. Для того времени это были просто авангардные
технические новинки: трубчатая рама, шестицилиндровый двигатель с
головкой блока из легких сплавов, новая система клапанного механизма со
штангами. С 328 моделью компания BMW настолько прославилась во второй
половине 30-х. что все последующие автомобили с фирменным двухцветным
знаком воспринимались общественностью как символ высокого качества,
надежности и красоты. С ее появлением окончательно сформировалась
идеология BMW, по сей день определяющая концепцию новых моделей:
«Автомобиль — для водителя». Основной же конкурент, «Мерседес-Бенц»,
следует принципу: «Автомобиль — для пассажиров». С тех пор каждая фирма
идет своим путем, доказывая, что именно ее выбор правилен.
Победитель великого множества соревнований — кольцевых гонок, ралли,
состязаний в поднятии на холм, — BMW 328 была адресована знатокам
спортивного автомобиля и оставила далеко позади все серийные спортивные
машины.
1938 г. - BMW
приобретает лицензию на двигатели Pratt - Whitney. Затем разрабатывается
модель 132, которая устанавливается на знаменитые Юнкерсы Ю52. В этом
же году создается самая быстрая довоенная модель мотоцикла, мощностью 60
л.с. и максимальной скоростью 210 км/ч. В 1939 году немецкий гонщик
Георг Майер становится чемпионом Европы на этом мотоцикле. И впервые
иностранец на иностранном мотоцикле выигрывает британские гонки "Senior
Tourist Trophy".
Начавшаяся война приводит к приостановке выпуска автомобилей. Приоритет
вновь отдается авиадвигателям.
В 1944 BMW первой в мире начинает выпуск реактивного двигателя BMW
109-003. Проводятся также испытания ракетных двигателей. Конец Второй
мировой войны стал катастрофой для концерна. Четыре завода, оказавшиеся в
Восточной зоне оккупации, разрушены и демонтированы. Головной завод в
Мюнхене демонтирован англичанами. В связи с производством во время войны
авиадвигателей и ракет победители издают приказ о запрете производства
на три года.
И Карл Рапп и Густав
Отто, не изменившие своей любви к моторам, решают опять начать все с
нуля. Разрабатывается 1-цилиндровый мотоцикл R24, собиравшийся в
мастерских практически кустарно. Он становится первым послевоенным
изделием BMW. В 1951 появляется и первый послевоенный легковой
автомобиль модели «501». Однако финансового успеха он не приносит.
В 1955 начинается выпуск моделей R 50 и R 51, открывающих новое
поколение мотоциклов с полностью подрессоренной ходовой частью, выходит
малолитражка «Исетта», странный симбиоз мотоцикла с машиной.
Трехколесная машина с дверью, открывающейся вперед по движению, имела
огромный успех в нищей послевоенной Германии. Но из-за последовавшего
затем увлечения большими лимузинами и связанных с этим убытков фирма
оказывается на пороге краха. Это единственный случай за всю историю BMW,
когда неправильно была просчитана экономическая ситуация и выброшенные
на рынок машины не имели спроса. Встает вопрос о продаже фирмы.
«Мерседес-Бенц» поспешила объявить о ее покупке, но этому
воспрепятствовали мелкие акционеры, работники фирмы, ее торговые агенты.
Перестроив структуру капитала, BMW удается продолжить свою деятельность.
Третий раз фирма начинает все заново.
1956 г. - дизайнер Альбрехт Граф Гертц, живущий в Нью-Йорке, создает
сенсационный автомобиль - спортивный красавец. "BMW побила даже
итальянцев". - так писали газеты в 1956 году, когда был представлен этот
автомобиль. BMW 507 предлагался и как родстер, и с жесткой крышей.
Восьмицилиндровый алюминиевый двигатель объемом 3.2 литра мощностью 150
л.с. разгонял автомобиль до 220 км в час. Всего таких автомобилей с 1956
до 1959 года было продано 252 штуки. Сегодня это один из самых редких и
дорогих коллекционных автомобилей.
1959 г. - при помощи новой модели BMW 700 с воздушной системой
охлаждения концерну удалось преодолеть внутренний кризис и создать
основу для дальнейшего успеха марки в целом. Успех был достигнут не
только в сфере продаж. Версия купе дала возможность BMW добиваться
спортивных побед.
В 1962 концепция модели 1500 -легкого. компактного. спортивного.
четырехдверного автомобиля - была принята на рынке с таким восторгом.
что производственные мощности не позволяли удовлетворить спрос на эти
автомобили.
В 1966 впервые представлен двухдверный автомобиль 1600-2. Он послужил
основой для создания успешной серии моделей от 1502 до 2002 с
турбонаддувом. Успехи "нового класса" способствовали развитию всего
модельного ряда. Концерн BMW смог позволить себе возродить традицию 30-х
годов и начать выпуск шестицилиндровых моделей. В 1968 году состоялся
премьерный показ моделей 2500 и 2800. которые позволили BMW снова войти в
число предприятий. выпускающих большие седаны. Таким образом. 60-е годы
стали самыми успешными за всю предыдущую историю предприятия.
В 1969 BMW переводит производство мотоциклов в Берлин. Начинается выпуск
новой серии мотоциклов-«оппозитов». В 1976 на мотоцикле R100 RS впервые
устанавливается полноразмерный обтекатель. В 1983 выпускается одна из
самых популярных моделей мотоциклов — К100 с 4-цилиндровым рядным
двигателем с жидкостным охлаждением и впрыском топлива. В год столетия
мотоцикла, в 1985, завод в Берлине выпускает более 37 тысяч мотоциклов. В
1989 происходит презентация мотоцикла K 1.
В 1970-е годы появляются первые автомобили знаменитых серий BMW — модели
3-й серии, 5-й серии, 6-й серии, 7-й серии. С выпуском 5-й серии
началось производство принципиально нового поколения моделей BMW. Если
раньше концерн занимал преимущественно нишу автомобилей спортивного
типа, то теперь он занял свое место и в сегменте комфортабельных
седанов. Купе 3.0 CSL. которое с 1973 г. выигрывает шесть европейских
чемпионатов. позволяет BMW добиться особых успехов. Это купе скрывало в
себе множество технических новинок. На нем впервые был установлен
шестицилиндровый двигатель BMW с четырьмя клапанами на цилиндр. а его
тормозная система была оснащена АБС - совершенной новинкой по тем
временам.
В 1977 новый прорыв в классе "люкс". С появлением 7-й серии закончилось
принципиальное обновление всех серий BMW.
С 1986 г. BMW M3 самый успешный автомобиль для шоссейно-кольцевых гонок в
мире. Компактная двухдверная модель параллельно разрабатывалась как для
серийного производства, так и для автоспорта. Результат был для BMW
просто триумфальным. В 1987 году итальянец Роберто Равилья завоевывает
первое место на чемпионате мира по шоссейно-кольцевым гонкам. И в
течение последующих пяти лет BMW M3 доминировал на спортивной сцене.
В 1987 новый родстер, который первоначально задумывался просто как
экспериментальная модель, продолжил традицию родстеров BMW 30-х и 50-х
годов. BMW Z1 был построен в 8000 экземплярах и стал носителем
ультрасовременных технологий. Аэродинамика этого автомобиля была также
на образцовом уровне. В 1987 году концерн BMW одним из первых в мире
применяет электронную систему регулировки мощности двигателя.
В 1990 новое купе-мечта: BMW 850i. Сердцем у этого элегантного купе
класса "люкс" стал двенадцатицилиндровый двигатель, который с любых
оборотов мог буквально выстрелить автомобиль вперед. Совершенно новый
интегральный задний мост совершенно неповторимым образом соединял в себе
спортивные качества и высочайшую комфортабельность.
В год воссоединения Германии концерн, основав фирму BMW Rolls-Royce
GmbH, возвращается к своим корням, пущенным на ниве авиамоторостроения, и
в 1991 представляет новый авиадвигатель BR-700. В начале 90-х годов на
рынке появляются спортивные компактные автомобили третьего поколения 3-й
серии и купе 8-й серии.
Неплохим шагом для фирмы стала покупка в 1994 за 2,3 млрд. немецких
марок промышленной группы Rover Group («Ровер Групп»), а вместе с ней и
крупнейшего в Великобритании комплекса по выпуску автомобилей марок
Rover, Land Rover и MG. С покупкой этой фирмы список автомобилей BMW
пополнился недостающими автомобилями сверхмалого класса и
внедорожниками.
С 1995 в серийную комплектацию всех автомобилей BMW включается надувная
подушка безопасности для переднего пассажира и система противоугонной
блокировки двигателя. В марте этого же года запускается в производство
универсал (touring) 3-й серии. Новый автомобиль отличался не только
современным дизайном, но и самой передовой техникой. Так, например,
впервые в автомобилестроении ходовая часть почти целиком была
изготовлена из алюминия.
Также 1995 - дебют новой 5-й серии BMW. Главный принцип в её разработке -
создание гармоничной концепции. Новый автомобиль отличался не только
современным дизайном, но и самой передовой техникой: впервые в
автомобилестроении ходовая часть почти целиком была изготовлена из
алюминия. Применение новых материалов позволило увеличить степень
утилизации автомобиля до 85 процентов. Исключительно жесткий кузов
обеспечивает непревзойденный уровень пассивной безопасности.
В 1996 году модель BMW Z3 7-й серии впервые оснащается дизельным
двигателем. Уникальный синтез динамичности и классического дизайна
представляет собой просто восхитительную концепцию. Дополнительную
рекламу автомобилю создает фильм «Золотой глаз», в котором на Z3
разъезжает суперагент 007 Джеймс Бонд. BMW Z3 стал бестселлером. Новый
завод в Спартанбурге не успевает выполнять все заказы.
В 1997 мотоцикл, который не может оставить равнодушным - Модель R 1200
С, представляет собой совершенно новую интерпретацию дорожного
мотоцикла. Сенсационный дизайн, сочетавший в себе традиционные и
футуристические элементы. Он получил самый большой из когда-либо
создававшихся оппозитных двигателей BMW. Его рабочий объем составляет
1170 смЗ. а развиваемая мощность 61 л.с. В этом же году BMW представляет
еще один автомобиль-мечту. Речь идет о родстере М, который как никто
другой является истинным воплощением чистокровного открытого спортивного
автомобиля.
В 1997 году BMW представила автомобиль мечты, который заставил
подпрыгнуть сердца знатоков. Родстер M воплотил в себе идеал
чистопородного спортивного автомобиля, как ни один BMW до этого. Его
321-сильный двигатель M3 гарантирует захватывающую езду.
Весной 1998 года дебютировало пятое поколение успешных седанов 3 Серии.
Переработанная во множестве деталей, новая 3 Серия предлагает не только
исключительный внешний вид, но и самые современные двигатели, новейшие
технологии подвески и лучшие в своем классе стандарты безопасности.
Начало 1999 года ознаменовалось дебютом BMW X5, который стал первым в
мире Спортивным Автомобилем для Активного Отдыха (Sports Activity
Vehicle): машина, уникальным образом сочетающая элегантность и
практичность, открывая тем самым новое измерения мобильности.
И еще одно первое место: BMW Z8, великий спортивный автомобиль,
отпраздновал свою премьеру в 1999 году и восхитил поклонников Джеймса
Бонда в фильме "И целого мира мало".
В 1999 году компания BMW также преподнесла сюрприз энтузиастам
автомобильного дела на франкфуртском автосалоне, предоставив
футуристический концепт Z9 gran turismo.
В настоящее время BMW, начавшаяся с маленького авиамоторного завода,
производит свою продукцию на пяти заводах в Германии и двадцати двух
дочерних предприятиях, разбросанных по всему миру. Это одна из немногих
автомобильных фирм, не использующая на заводах роботов. Вся сборка на
конвейере идет только вручную. На выходе - только компьютерная
диагностика основных параметров автомобиля.
Интернет сайт: www.bmw.com