История компании и марки Subaru
Subaru
– это автомобильная торговая марка крупного промышленного концерна Fuji
Heavy Industries Ltd. Автомобили – далеко не единственная сфера
деятельности FHI; кроме них, FHI занимается авиационной техникой,
железнодорожным транспортом, судостроением и т.д. История концерна,
благодаря которому на свет появилась марка Subaru, началась в 1917 году.
Молодой инженер, энтузиаст авиации Чикухи Накаджима (Chikuhei
Nakajima), открыл в этом году в городе Накагаме Авиационную
исследовательскую лабораторию ("The Aircraft Research Laboratory”).
Авиации в то время в Японии не было как таковой, но благодаря Первой
мировой войне, продемонстрировавшей ее возможности, открылась, в
частности, лаборатория Накаджимы. В 1931 году лаборатория превратилась в
авиастроительную компанию под названием Nakajima Aircraft Co., Ltd, и
во Второй мировой войне самолеты Накаджимы были весьма и весьма
востребованы – вплоть до 1945 года. В поверженной Японии американские
оккупационные власти применили к Nakajima Aircraft антимонопольные и
запретительные законы, компания была переименована в Fuji Sangye Ltd., а
так как Японии нельзя было на тот момент иметь армию, компания занялась
моторными лодками, вагонами, автобусами и бензиновыми двигателями –
пришлось прикладывать наработки и таланты в эти сферы. Автомобильного же
производства как такового еще не было; его провозвестником можно
считать выпущенный в 1946 году мотороллер Rabbit ("кролик"), при
создании которого использовались оставшиеся еще с войны авиационные
запчасти.
1917 |
Молодой инженер Чикухи Накаджима открыл в городе Накагаме Авиационную
исследовательскую лабораторию. Занятия авиацией были для Японии тех лет
делом не очень перспективным, поскольку в стране авиации как таковой не
было вовсе. Но со временем талант инженера Накаджимы был востребован и
пережив в 1931 году реорганизацию, благодаря которой на свет появилась
Nakajima Aircraft Co.Ltd, Накаджима прекрасно поработал над боевой мощью
японских ВВС, которые обеспечивали его заказами до 1945 года. В 1945
году компанию переименовали в Fuji Sangye Limited. Поскольку поверженной
Японии отныне запрещалось иметь армию, компании пришлось заняться
мирным производством. Все таланты и наработки были обращены к моторным
лодкам, железнодорожным вагонам, бензиновым двигателям и автобусам. Но
как такового автомобильного производства еще не было. Не очень удачно
потрудившись сразу в нескольких направлениях, в 1950 году многоликое и
разноплановое производство распалось на двенадцать самостоятельных
предприятий, чуть не похоронив под собой Fuji Sangye Limited. Но через
три года (в июле 1953) шесть наиболее крепких отделений компании вновь
собрались вместе и организовали Fuji Heavy Industries.
Взлет этой корпорации был стремителен. Умение опереться на высокие
технологии, инженерная дальновидность и коммерческая изобретательность
вывели компанию в нужном направлении. Компания занялась производством
дизельных автобусов, мотороллеров Rabbit, бензопил и реактивных
самолетов. |
|
|
1954 |
В феврале FHI анонсирует прототип пассажирского
автомобиля названого P-1 |
|
|
1958 |
Спроектирован
автомобиль и зарегистрирована торговая марка SUBARU. Автомобиль
получился крайне удачным, во многом обогнавший конкурентов, давно
специализировавшихся именно на автомобилях. В истории так бывало не раз,
когда авиационная фирма делала очень хороший автомобиль. Назывался
первый в истории концерна легковой автомобиль SUBARU 360.
Это был четырехместный двухдверный автомобильчик с несущим кузовом.
Машина имела 2-тактный 2-цилиндровый двигатель объемом 360 кубических см
и мощность 20 л.с. при 5000 об/мин. Располагался двигатель сзади.
3-ступенчатая коробка передач была полностью синхронизированной. В
первый год производства было выпущено 604 автомобиля. Но потом начался
серьезный рост покупательского интереса и в следующем (1959 году) было
выпущено 5 111 автомобилей, а еще через два года - 22 319 автомобилей.
Вслед за базовым кузовом появились SUBARU 360 универсал и купе с
мягкой крышей.
В 1960 году с модификацией "Star" была предпринята попытка потеснить
конкурентов в секторе престижных автомобилей. Правда, пока только на
внутреннем рынке. Особого успеха она не принесла.
11 лет после своего дебюта SUBARU 360 наслаждалась своей
популярностью. Была снята с производства в мае 1970. |
|
|
1961 |
Образовано
подразделение SUBARU Sambar, которое немного помучившись с
выбором стратегического направления, перешло на выпуск исключительно
развозных фургонов и пикапов. Тогда на базе SUBARU 360 появился SUBARU
Sambar. |
|
|
1965 |
Начался выпуск
революционного автомобиля "литрового класса", четырехдверного седана SUBARU-1000,
который ошеломил посетителей Токийского автосалона.
Это был очень смелый и интересный автомобиль авангардного облика. Его
силуэт со скошенным багажником стал эталоном для многих европейских
подражаний, например Рено 12. Но в техническом отношении это был еще
более интересный автомобиль. Во-первых, он имел очень прогрессивный
передний привод и полностью независимую подвеску всех колес, а
во-вторых, именно с него и началась история оппозитных двигателей SUBARU.
(4 цилиндра, 997 см, 55 л.с. при 6000 об/мин, максимальная скорость 135
км/ч, средний расход топлива 5.8 л/100 км). С этой модели начались
продажи SUBARU в Европе. А в 1968 году было решено замахнуться на
американский рынок. Но для экспансии была выбрана SUBARU 360,
которую немного подновили внешне и начали рекламную кампанию, главным
козырем в которой была идеологическая близость SUBARU 360 и
Фольксвагена Жук. Провал был ошеломляющим. Америка отвергла автомобиль,
который не ехал быстрее 80 км/ч и благодаря массе всего в 450 кг был
весьма чувствителен к ветру. В некоторых штатах его эксплуатацию просто
запретили. |
|
|
1970 |
После провала на
западе SUBARU 360 привезенная в 1970 году SUBARU-1000
разошлась в том году по Америке тиражом 24000 автомобилей. В том же 1970
году на смену модели 360 пришла переднеприводная машинка R-2,
которая с 1972 года получила имя Rex |
|
|
1977 |
Гамма кузовов Leone
расширялась и в дополнение к седану появился универсал, купе и даже
пикап по имени Brat, дебютировавший в августе 1977 года и
выпускавшийся специальна для рынка Северной Америки где был очень
популярен. |
|
|
1980 |
В 80х годах SUBARU
имела в гамме автомобили нескольких серий. Полностью обновленный Rex
и новый чуть более крупный по размеру Justy, а так же
блистательный Leone и беспрецедентно оригинальный полноприводный
микроавтобус Domingo. В 1982 году двигатели SUBARU
получили турбонаддув. В 1984 году полноприводный Justy получил
управляемый электроникой клино-ременный вариатор ECVT. Немного
подзабытый производителями после неудачных попыток Вольво, управляемый
электроникой вариатор SUBARU, да еще на полноприводном
автомобиле, в очередной раз ошеломил конкурентов. Тем более, что
инженеры SUBARU победили главный недостаток вариатора -
недолговечность. |
|
|
1985 |
В этом году SUBARU
в очередной раз ошеломила общественность, показав миру модель XT
(для американского рынка, она же Alcyone - для азиатского) с
замечательным Сх = 0.29. Ультрасовременное купе с шестицилиндровым
оппозитным двигателем объемом 2,7 литра, мощностью 145 л.с. при 5200
об/мин. Пневматическая подвеска имела электронное регулирование
жесткости и изменяемый дорожный просвет. Система электронного контроля
тяги исключала пробуксовку вне зависимости от состояния дороги.
Тормозная система имела программу Hill Holder, которая не давала
автомобилю скатываться назад на крутом склоне. |
|
|
1987 |
На смену Leone
пришла 2-х литровая Legacy. Новинку Чикагского Мотор Шоу для
лучшего старта на европейском и американском рынке решили обкатать в
спорте. В 1988 году фирма добилась почетной обязанности официального
поставщика швейцарской команды на Олимпийских играх в Калгари и Сеуле. В
январе 1989 на треке испытательного центра в Аризоне Legacy
установила два мировых и тринадцать международных рекордов, двигаясь на
дистанции 100000 километров со средней скоростью 223,345 км/ч. |
|
|
1990 |
В 1990 году в гамме SUBARU
появилось новое имя - Vivio. Чисто городской автомобиль особо
малого класса имел двигатель всего лишь 658 см и мощностью 44 л.с. и
оснащался уже прекрасно зарекомендовавшей себя ECVT.
Гамма Vivio довольно широкая. Два типа кузова, несколько
вариантов трансмисии, полный привод или только передний. Но помимо таких
скромных городских модификаций в гамме есть невероятный спортивный Vivio
для очень искушенных почитателей марки SUBARU. Двигатель этого Vivio
имеет такой же небольшой объем в 658 см. Но каждый из трех его
цилиндров имеет по пять клапанов, а сам двигатель оснащен двумя
турбонаддувами. Его мощность 102 л.с. Этот полноприводный Vivio
до 100 км/ч разгоняется за 5.4 секунды. На базе этого оголтелого Vivio
была подготовлена раллийная машина, на которой Колин МакРей выступал на
Ралли Сафари.
С 1990 года в биографии концерна началась еще одна блистательная
глава - сотрудничество с британской фирмой Prodrive, которая начала
готовить автомобили SUBARU к международным соревнованиям. В
апреле 1990 года подготовленная по группе N Legacy победила в
Marlboro Safari Rally. С тех пор и по настоящее время имя SUBARU
прочно ассоциируется не просто с автоспортом, а с блистательными
победами в самых сложных раллийных и кольцевых чемпионатах. |
|
|
1991 |
На базе XT в
июле в Америке, а в сентябре - в Японии появляется SUBARU SVX -
спортивный автомобиль класса Grand Tourismo. Этот автомобиль получил
шестицилиндровый оппозитный двигатель объемом 3,3 литра мощностью 250
л.с. и максимальной скоростью в 240 км/ч. Дизайн автомобиля был
настолько авангардным, что не устарел до сих пор. |
|
|
1992 |
С ноября 1992 года SUBARU
представила на рынок новинку по имени Impreza, более компактную,
чем Legacy, которая имела целую гамму двигателей объемом от 1.6
до 2.0 литра и со временем получила самый невиданный двигатель -
турбированный 2.0. Полноприводная Impreza с этим турбмотором
стала эталоном для подражания у других автопроизводителей, поскольку
настолько удачные автомобили появляются нечасто. Impreza была
представлена двумя версиями: седан и sports wagon. |
|
|
1994 |
Появилась Legacy нового поколения, автомобиль
сегодняшнего дня. С 1996 года на базе Legacy инженеры SUBARU
создали не просто новый автомобиль. Они создали новый класс
автомобилей, первым в котором стал Outback: легковой спортивный
универсал с возможностями внедорожника. |
|
|
1997 |
В феврале этого года
мир увидел модель Forester, еще одну новинку SUBARU,
находящуюся вне классификации. |
|
|
2000 |
SUBARU Impreza получила Специальную награду,
как "Автомобиль 2000-2001 года" в Японии. |
|